У нас для вас / Программы для студентов / Отзывы от участников онлайн Нарративной мастерской
 
Отзывы от участников онлайн Нарративной мастерской

Елена, Олеся, благодарю от всей души за это обучение! Для меня оно было глубоким, интенсивным, затронувшим не только профессиональную область, но и сферу моего личного мировоззрения, а также очень душевным. Мне было невероятно тепло от такой компании людей, которые виртуально шли рядом. И еще очень полезно было читать отклики и задания других участников - это сильно расширило мое понимание методов и нарративных знаний, такой общий синергетический котёл) Спасибо вам всем, дорогие коллеги!

Очень понравилось много практики, отлично структурированная подача материала и продуманный ритм его подачи, а также поддержка от вас, ведущих, все это позволило мне, "зеленому" психологу сделать первые шаги в практике. 

Не ожидала, что на своей шкуре так явственно замечу смену своего же мировосприятия  - в середине курса в моей голове случился раскол между гештальтом и нарративом, настолько сильный, что я чуть не ушла со своей долгосрочной терапии, т.к. возникло ощущение, что с гештальтом я иду "спиной вперед", это было серьезной темой наших сессий с терапевтом и даже терапевтической супервизии по мне. Но потом в моей голове возникло понимание, что в этих подходах нет противопоставления по моему запросу и что я могу направлять свою терапию, сильнее давая проявлять клиентоцентрированную позицию терапевту, и дело пошло на лад, по крайней мере я вдруг увидела, как можно интегрировать эти, как мне раньше представлялось, полярные подходы.

Основная ценность и польза - это получение опыта работы в нарративном подходе, первого понимания чего мне хотелось бы развивать больше как практику (работу со словом, хорошие вопросы), и, конечно же, новая картинка восприятия клиент-психолог и даже человек-человек, которая мне очень нравится и ложится на душу.

Из ожиданий я помню, что хотела начать изучать нарративный подход, получить опыт работы с клиентами и расширить профессиональный круг общения - все они достигнуты и даже чуть больше (не ожидала, что у меня появится опыт работы с группой и придумается нарративное упражнение для этого). Мне любопытно было провести сессию в нарративном русле без направленного задания, как на учебных сессиях. Сейчас это сделала, пишу по горячим следам :-) 

После неё клиент, тоже будущий психолог, горячо запросилась в нарративную мастерскую и стала спрашивать, где этому учат и что мне нравится в нарративе, и вот что еще вспомнилось:  в нарративном подходе разговор ведется на ценностном уровне, что очень откликается мне (и ей сильно отозвалось тоже) и тоже дает мне, как психологу, ресурс; и что вообще сильный фокус на ресурсах клиента, нет обязательного залезания в болевые точки и направленности на "отреагирование", что многие классические темы в психологии имеют совсем иной ракурс рассмотрения в нарративе (например, тема горевания) ввиду того, что нет здесь понятия нормы-патологии, ярлыков, а есть просто большой процесс, поддерживающий клиента и его ценности.

А еще, я сейчас держу блокнот, где делаю записи во время сессий, и он полон вдохновляющих историй. С самыми разными чувствами, хитрыми перипетиями и сплетениями жизненных поворотов, но очень теплых, живых и вдохновляющих на будущее.

Я бы посоветовала эту программу коллегам, которым близка работа со словом и клиент-центрированный подход, которые бы хотели начать практиковать или уже практикующим, но которым близки принципы нарративного подхода (проблема в проблеме, а не в человеке, он сам - эксперт своей жизни...и другие). Предупредить хочу о возможности включения в жизнь заведомого незнания, которое открывает новые миры :-)

Татьяна Качкина, получаю практическое психологическое образование, г. Пущино, Московская область

 

Очень понравился формат заданий и их темп! Вот ровно то, что надо. Большая нагрузка привела бы к тому, что не справлялась, а меньшая бы расхолаживала. Понравился баланс теории и практики и то, что упражнения делали друг с другом в обе стороны, так была возможность почувствовать себя клиентом. Форум придавал живости процессу обучения, жаль не хватало времени читать все сообщения и дискуссии коллег, но я займусь этим на новогодних каникулах. Самое ценное для меня то, что полученные знания можно сразу применять в работе. Вот сегодня на первую встречу с новой клиенткой я пошла с картой пересочинения и отработала по ней всю сессию. Не идеально, но отработала и есть мысли, куда двигаться с ней дальше. В целом мои ожидания от курса были скромнее, чем получилось в итоге. Спасибо! Я рекомендую эту программу психологам, которые хотели бы познакомиться с нарративным подходом или уже знают, что готовы применять нарративный подход (его отдельные элементы) в работе с клиентами. Мне кажется, что любой практикующий специалист (без опыта, начинающий, практикующий в других подходах) найдет то, что возьмет из этого курса в практическую работу.

Анастасия Репко, психолог, работаю в благотворительной организации с подростками и молодыми взрослыми 17-30 лет, которые являются выпускниками коррекционных детских домов, г. Москва

 

В целом, нарративный подход мне очень понравился. Но мне стало понятно: чтобы с легкостью гулять по ландшафтам действия, знать, где применять техники восстановления участия и экстернализации - нужна большая практика. По учебному процессу меня все устроило. Т.к. мне вообще довольно трудно воспринимать материал и переносить его в жизнь, я бы посмотрела бы больше сессий в записи, разобрала бы какие-нибудь часто встречающиеся запросы и ситуации, но это чисто моя специфика. Совет тем, кто начинает: "тренируйтесь на всех, кто согласен побыть в роли клиента", выписывайте вопросы из присылаемых материалов.

Екатерина Барабанщикова, психолог, работаю с детьми и взрослыми в общеобразовательной школе, г. Москва

 

Лена, Олеся, во-первых - спасибо вам обеим огромное за отлично выстроенный курс и за внимание к студентам, ответы, за понимание, за все:-) Больше всего понравились ваши ответы на наши вопросы и реакции в обсуждении выложенных в воскресенье-понедельник заданий. Они у вас очень разные, дополняют друг друга и дают много пищи для размышления. Это не просто "ответ".

Удивило и обрадовало то, КАК быстро, даже в моем пока неумелом исполнении "срабатывают" некоторые нарративные техники: две клиентки прям сдвинулись с мертвой точки за одну сессию, а "застревали" перед этим месяцами...

Удивило, как меняется и каким "богатым" оказывается обучение в сознательной, взрослой группе людей, которые знают, чего хотят от обучения! Мне было очень важно в процессе обучения видеть, как другие применяют те же приемы, с какими разными темами, что в получается в результате, как люди рефлексируют, рассуждают о своей работе. Основная ценность и польза: я наконец-то получила инструмент, хорошо работающий, до этого были только знания, довольно много, а как их применять на практике - приходилось изобретать самой. И для меня очень ценно, что этот инструмент нигде не противоречит моему мировоззрению, отношению к клиентам, к себе, к процессу терапии.

С радостью буду рекомендовать программу всем обладателям хорошей "теоретической" подготовки, которым трудно начать практику, потому что кажется, что "нет навыков и умений, есть только знания". Ну, точнее, тем из них, кому придется по душе нарративное мировоззрение, потому что есть масса прекрасных психологов, которым отказ от привычной антропологии не нужен.

Да, мне хотелось бы предупредить тех, кто уже начал практику, что осваивать совершенно новое очень сложно как терапевту, так и клиентам, новые приемы непривычны всем, и трудно всем, нужно хорошо продумать, как встраивать новое в практику, возможно лучше делать это с новыми клиентами.

Маша Великанова, дирижер хора, филолог, пишу диссертацию по французской литературе, параллельно с работой над диссером, получила сертификат психолога-консультанта и год назад начала работать, г. Мец, Франция

 

Очень удивило и понравилось огромное количество работы, которую пришлось проделать на светлую неуставшую голову. Прослушать записи сессий, выбрать ответы на вопросы для отклика - мне это было очень сложно и очень интересно и очень полезно. Очень благодарна за то, что заставили меня это сделать. Польза этого модуля в том, что я в результате услышала как со мной говорят люди. Оказывается, мне часто говорят "нет" путем игнорирования моего вопроса и ответом про что-то другое. То есть ценят диалог со мной, но остаются верными себе. А "да" говорят путем повторения моей фразы. Еще я услышала как перебиваю - часто идея одновременно приходит в обе головы, и я не могу перестать ее выражать. Теперь я или сама останавливаюсь или переспрашиваю про ту перебитую идею. Еще я провела беседы, которые я куда-то веду. Например, разговор про значимых людей я веду в сторону признания обоюдной ценности. Просто УХ! Раньше я такое делала иногда неосознанно, осознание дало радость и веру в хорошесть мира. Я боялась, что курс будет гораздо более теоретическим, или гораздо более обсуждающим концепции. А такое количество интенсивной практики оказалось неожиданным. Мне было очень сложно следить за обсуждениями в форуме, не относящимися ко мне напрямую, я себя этим несколько разочаровала, для меня это значило (сейчас), что я не такая умная, как другие. Посоветовала бы программу всем, кто готов работать на результат. Предупредила бы о том, что работать придется, просто походить и послушать будет недостаточно.

Elen Morell, учусь на телесно-ориентированного терапевта в программе Core Energetics, г. Парамус, Нью-Джерси, США

 

Спасибо за насыщенный и интересный модуль! Всё-таки онлайн обучение значительно эффективней. Больше практики, больше возможностей "переспать" с новым знанием. Я уже училась в онлайн формате и то обучение было жёстким: ежедневные задания и, порой, объёмные. Поэтому обучение на первом модуле меня не сильно напрягло. Нарративная практика всё же очень близка к моей картине мира и к моему подходу, ну и Майкла Уайта я читала. 

Основная находка для меня - разделение понятий "стереотип" и "дискурс" и смещение фокуса внимания в дискурс. Я всегда искала штампы и стереотипы у клиентов, исследовала, как они были получены, кто их клиенту инсталлировал. В своей картине мира штампы и стереотипы фактически равнялись границам, мешающим развитию. Сейчас моя картина мира изменилась: дискурс воспринимается не таким жёстким, как стереотип (хотя дело в моих личных коннотациях), возникло понимание, что человек существует в разных дискурсах (ну это-то понятно), но, в смысле работы, имеет смысл не разрушать стереотип, а искать (или создавать) предпочитаемый дискурс. 

Очень сильно изменилось моё понимание окружения человека, на окружение теперь буду значительно больше внимания направлять. И немного в другом ключе. Я бы медиаторам посоветовала здесь поучиться. Очень рядом и очень по-другому. И хотела бы сказать тем, кто только начинает обучение: инопланетянином быть очень не просто, но ужасно интересно!

Ирина Мороз, медиатор и эмоциональный (лимбический,WingWave)-коуч, г. Москва

 

Мне очень понравилась организация процесса обучения. Понятные учебные материалы, демонстрационные сессии, постоянное напоминание о заданиях и сроках - все это позволяло чувствовать поддержку и внимание, что во мне как студенте заинтересованы и мое развитие важно. 

Для меня очень ценны новые знания и опыт. Я была рада познакомиться с новыми людьми, поняла, что могу легко общаться и о чем-то договариваться с ними, и расстояние не помеха. Я хотела научиться красиво выстраивать терапевтическую беседу, мне этого очень не хватало. Для меня важно последовательность, схемы, чтобы все было разложено по полочкам. Вот я это и нашла в нарративных картах. Мне очень понравилось, что люди делились своим опытом и знаниями, я очень много взяла себе на заметку. Так что неоправданных ожиданий нет.

Мне кажется, что эта программа будет полезна педагогам, психологам само собой, социальным работникам, всем, кто работает с людьми и ежедневно общается. Менеджерам по кадрам было бы неплохо уметь вести нарративную беседу. Я бы рекомендовала начинающим обучение быть внимательными к деталям, не спешить и прояснять для себя каждый непонятный термин, так как я столкнулась с тем, что для некоторых людей вопросы бывают непонятными и сложными. И тогда очень важно уметь задать сложный вопрос простыми словами.

Наталия Турченко, получаю второе высшее образование по специальности медицинская психология в МАУП, г. Киев

 

 

Олеся и Лена, огромное спасибо за вашу прекрасную работу и очень интересный проект. Все было очень продумано, просчитано, очень тронули письма-напоминания, т.е. было ощущение, что про тебя не забывают ни на минуту:)) Мне очень подошла форма, структура и содержание модуля, так много вместилось в эти 8 занятий.  Очень полезными были ответы на задания других участников группы, они давали дополнительный материал для размышлений, и очень ценно, что там было много описаний и переживаний из реального опыта. И, конечно, комментарии Олеси многое разъясняли.

Я не психолог, и использовать нарративное консультирование в этом качестве мне не удастся. Но мне кажется, что и в повседневной жизни можно использовать отдельные техники, потому что иногда правильный вопрос наводит человека на размышления, и может быть, он что-то увидит под совершенно другим углом. И акцент на ресурсы - это тоже очень полезно для любого человека и в любой ситуации. Еще раз огромное спасибо Олесе и Лене. Дальнейших успехов и новых проектов!

Татьяна Васильева, переводчик в английской юридической фирме. В свободное время занимаюсь спасением и пристройством бездомных кошек и проблемой бездомных животных в целом, г. Москва

 

Забавно, но для меня обучение скорее высветило ценность моих предыдущих знаний и умений. Сначала то, что в сложных ситуациях я бросаю нарративный подход и возвращаюсь к привычному для меня ведению консультации меня огорчало, я даже обратилась к супервизору, а потом как-то отлегло... ну, у меня так. В конце концов я же хотела расширить свой репертуар, а не перевоплотиться в предельно сжатые сроки)

На что стоит обратить внимание - сложно планировать поездки и проекты на год, так как я себе не представляю сроков, а интернет в чужих местах часто подводит. Наверное, по мне нельзя судить, но сессия с клиентом - это поймать кого-то, минут 40 на работу, и очень долго на расшифровку, но, и без того это и есть 2 часа. В парах из группы чуть быстрее, так как скайп, и плюс не уходит лишнее время на объяснения клиенту технических вопросов. А еще есть материалы к следующему семинару - это тоже время. По-моему на выполнение заданий в течение недели может уходить не меньше 3, а может даже, 4-6 часов.

Остальное все здорово, философия НП меня изначально и привлекла, так что с этим проблем не было, наоборот, сплошная радость. Еще раз спасибо всем-всем-всем.

Анна Губерман, практикующий психолог, г. Рига, Латвия

 

 

На мой взгляд, курс был задуман и проведен вдумчиво, щедро и живо. Очень гибкая и -практически индивидуальная - обратная связь. Ощущение действительно ведения - от и до (и даже после :)) И при этом - много доверия и поддержки инициатив. Все наши просьбы, замечания, предложения учитывались. Что самое трудное в он-лайн формате, на мой взгляд, - это групповые процессы. Мне кажется, мы и как коллектив тоже состоялись. В этом большая заслуга и самих участников курса, но и ведущих! Больше всего меня удивило то, что у меня почти не было барьера перед практической частью курса (надо знать меня, насколько я обычно упираюсь и боюсь всякого такого). Мне очень импонировало дозирование и распределение нагрузки. Всё вполне выполнимо, но и ощущения простоя не было. Оптимально. Основную ценность 1-го модуля я вижу в том, что осуществлено вхождение в философскую основу подхода, и это сделано почти незаметно, без особых усилий и зауми, но при этом отнюдь не поверхностно. И в балансе "теория-практика", что очень важно для моей натуры. Также очень понравились демо-ролики с кусочками сессий и замечательный экспромт Олеси с "экватором" (на середине обучения накопилось некоторое количество долгов, и Олеся провела дополнительный вебинар с практическим блиц-штурмом). Вообще, во всем общении с нами ведущие были "в подходе", "нарративно-ориентированные". Сложно сочетать НП и педагогические функции контроля и поощрения, и в том, как это делали Олеся и Елена, было много ценного. Ни один пункт из описания 1 блока не был "рекламным", т.е. зазывным и преувеличенным. В частности, действительно, "вы начнете практиковать, если не практиковали" (цитирую близко к тексту) и т.д. Как написано было - так и есть. Идя на курс, я надеялась понять, хочу ли заниматься нарративным консультированием, пойду ли на следующие блоки, а также хотела научиться неэкспертному общению. Мои ожидания от курса не только полностью оправдались, я получила гораздо больше, чем ожидала. Только в неэкспертности хочется почаще бывать, зато, как говорится, вкус устриц я узнала, не спутаю. Программу я бы посоветовала ВСЕМ педагогам и соц.работникам. Спасибо фонду, Олесе Симоновой, Елене Баскиной, всем авторам, которых мы изучали в 1-м блоке. А также моим напарницам по практике и клиентам! И в целом всем сокурсникам, создавшим атмосферу открытого поиска и поддержки!

 

Елена Павликова, редактор, г. Санкт-Петербург

 

 

Сначала хочу поблагодарить Олесю и Лену за этот курс. Было непросто, но очень интересно. Мне очень понравилась организация процесса, в ней есть четкая структурированность. Нравится, что сначала дается материал, а потом вебинар по этому материалу (для меня важно это отличие от классической схемы обучения, когда материал дается на лекциях). Сразу скажу, что я не ожидала, что будет такая достаточно большая нагрузка, но рада этому. Нравится, что много практики, очень благодарна за постоянную обратную связь. Самая большая ценность этого модуля для меня - это то, что у меня есть желание и дальше обучаться нарративной практике, интерес к этому направлению консультирования только возрос. Однако есть понимание, что без постоянного применения полученных знаний навык задавания вопросов (хождения по картам) не разовьется. 

Ирина Сукачева, второе образование по специальности практическая психология, г. Пафос, Кипр

 

 

О чем давно хотелось сказать и что приятно удивило (местами даже восхитило): 

1. Превосходно построенная работа курса онлайн. Я впервые вижу такую продуманную и эффектную систему обучения. Для меня обучение онлайн - одна из любимых тем, и ваша программа на данный момент - лучшее из всего, что я видела. В отличие от других программ здесь не получилось расслабиться и забить, грубо говоря. 

2. При этом минусов онлайна практически не чувствовалось - всегда было ощущение контакта с ведущими. 

3.  Очень понравилось то, что задания по теории были не формальные, а нацеленные на то, чтобы участники погрузились в тексты и соотнесли их с собой. Для меня тут особый восторг, так как моя программа обучения волонтеров немного похожа в этом плане - только я предлагаю писать небольшие эссе (к слову, одно из эссе пишется с помощью нарративных вопросов Данилы Гуляева, и результаты просто классные).

4. Хорошая и равномерная нагрузка. Это было неожиданно:) Я долго привыкала к тому, что на подготовку нужно регулярно уделять время:) Искренне этому рада.

Основная ценность - в том, что я попробовала, почувствовала немного подход. Ряд вещей очень отозвался во мне лично. А еще - у меня теперь есть идеи про то, как эти знания применить в работе с волонтерами. Правда, это пока только идеи, мне не хватает информации, но я в поиске уже.

Я бы посоветовала бы поучиться здесь психологам с маленьким (или отсутствующим) опытом практики. Предупредила бы о том, что работать придется много и серьезно.

Отдельно хочу написать: Лена и Олеся, спасибо! Мне кажется, придумать и провести такой курс - это очень большая работа. Сужу по своему опыту. И при этом вас хватало на теплые, внимательные отзывы. Как?? Как вы это делали?:)  

Мария Абушкина, практикующий психолог и руководитель проекта помощи тем, кто не хочет жить - Nosuicid.ru, г. Москва