Библиотека / Дошкольники (3-7) / Чего боятся дети, которым все можно
 
Чего боятся дети, которым все можно

Детские страхи принято связывать с излишней опекой: когда мама так сильно тревожится за здоровье и жизнь ребенка, что запрещает ему любую небезопасную активность (бегать, кататься с горки), старается предостеречь от неудачи и невольно негативно настраивает его («упадешь!», «ударишься!»). Действительно, очень часто ребенок как бы считывает тревогу матери и тоже становится боязливым. Но есть, оказывается, и другая причина сильных страхов у детей, причем она диаметрально противоположна.

Детские психологи в своей практике часто сталкиваются с боязливостью у детей, которым родители позволяют познавать мир практически без ограничений. Такие дети могут лазать по деревьям или брать штурмом заборы, изучать устройство газовой плиты или розетки – родители взирают на это с хладнокровным спокойствием, хотя и готовы в случае реальной угрозы прийти на помощь.

Логика родителей, в общем, понятна: набивая свои собственные шишки, ребенок усваивает смысл понятий «нельзя», «опасно», и у него не возникает такого протеста против запретов, как у детей, которым не позволяют встретиться с реальными неудачами. Зато возникает стойкое нежелание иметь дело с работающей конфоркой или горячим утюгом. Есть даже дети, которые в результате такого воспитания уже к двум-трем годам умело лавируют между углами мебели, не задевая ни одного. Почему же именно у таких «закаленных жизнью» детей так часто есть сильные неопределенные страхи?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, давайте представим себе человека, сидящего в абсолютно темной комнате. Ему неизвестно, где эта комната заканчивается, что и кто в ней есть, помимо него. Если этот человек начнет исследовать комнату, то что он попытается обнаружить прежде всего? Наверняка – стены. Именно расположение стен позволит ему понять, насколько велико пространство, в котором он находится, и насколько оно безопасно. Если же стены недосягаемы, пространство огромно и полно неприятных неожиданностей, то почувствовать себя в нем в безопасности очень и очень сложно…

Что эта метафора дает для понимания детских страхов?

Стены, которые мы представили, символизируют запреты и правила, оберегающие ребенка от серьезной опасности. Полное отсутствие запретов, позволение ребенку открывать закономерности окружающего мира на собственном опыте может восприниматься им как незащищенность, уязвимость. Отсюда и страхи – как реакция на непредсказуемость окружающего мира. Это своего рода предвкушение неопределенности, поэтому чаще всего у таких детей и страхи будут связаны с чем-то неконкретным (темнота, незнакомая обстановка, посторонние взрослые).

Итак, разумные запреты – «стены» - очень нужны для того, чтобы ребенок чувствовал себя спокойно. И пусть иногда ему хочется «выглянуть в окошко», узнать, что делается в мире, куда «нельзя», этот способ познания выигрышный для всех.