Библиотека / Дошкольники (3-7) / Причины и результаты кризиса семи лет
 
Причины и результаты кризиса семи лет

Что видит родитель, воспитывающий семилетнего сорванца? Хитрость и требовательность, непослушание и споры, стремление ребенка к самостоятельности и взрослым разговорам – вот с чем ему приходится сталкиваться каждый день. Все перечисленные симптомы – нормальные проявления кризиса 7 лет, причем степень их выраженности указывает на готовность ребенка занять новое социальное положение, стать школьником. Ребенок, не переживший по-настоящему кризис, не сможет полноценно развиваться дальше. Ведь то, что ребенок плохо вас слушается  – не просто сигнал кризиса, это необходимое условие развития. Кризис нужен, поскольку формирование личности ребенка происходит скачкообразно, и качественный скачок на новый этап развития – из дошкольника в школьника – происходит именно в кризисный период. Почему же кризис случается?

Возникновение кризисных моментов связано с появлением новых потребностей. В семилетнем возрасте это, в частности, потребность в инициативе, в активной умственной деятельности, в самостоятельности. Однако, ребенок может быть не готов к их реализации или родители ограничивают его действия. Все эти помехи в развитии приводят к кризису.

Для удовлетворения своих потребностей ребенок должен научиться определять и выражать свое отношение к действительности. Этому служат внутренние переживания человека, выражающиеся внешне в эмоциях. Как я уже писала, у ребенка семи лет  появляется своя внутренняя жизнь. Все мы знаем, что внутренние переживания могут быть не связаны  напрямую с внешней стороной жизни, но сильно влияют на нее. Если родители не в курсе волнений ребенка, то для них и эмоции ребенка зачастую кажутся искаженными. Так, родители Сванте искренне недоумевали, почему же их радостный и оживленный мальчик после получения подарка стал заливаться слезами. Но чтобы они не думали, по эмоциям Малыша явно можно было говорить о неудовлетворенности его потребностей.

«Теперь день рождения был испорчен. Малыш решил быть целый день веселым, даже если ему и не подарят собаку. Но получить в подарок плюшевого щенка – это уж слишком! Когда он об этом вспоминал, его плач превращался в настоящий стон, и он все глубже зарывался головой в подушку».
Теперь треволнения обретают смысл, то есть ребенок начинает понимать свои собственные переживания, самого себя. Осмысление переживаний может порождать острую борьбу между ними, особенно если переживания противоречивы, и выбор труден.

«– Мясные тефтели, – сказал он. – Обожаю сочные вкусные тефтели!

Малыш смутился. Собственно говоря, на эти слова Карлсона надо было бы ответить только одно: "Если хочешь, останься и пообедай с нами". Но Малыш не решился произнести такую фразу. Невозможно привести Карлсона к обеду без предварительного объяснения с родителями… привести к обеду совершенно незнакомого маленького толстого человечка, который к тому же взорвал паровую машину и прожег книжную полку, – нет, этого так просто сделать нельзя!

Но ведь Карлсон только что заявил, что обожает сочные вкусные мясные тефтели, – значит, надо во чтобы то ни стало угостить его тефтелями, а то он еще обидится на Малыша и больше не захочет с ним играть...»

Как мы видим, в ходе кризиса осложняется не только жизнь родителей, но и детей. Идет перестройка внутренних переживаний, что ведет за собой изменение отношения ребенка к окружающему миру, а следовательно, и  изменение его потребностей, желаний, стремлений. Возникает обобщение переживаний. Так, если много раз повторялась какая-то ситуация, то она осмысливается ребенком, и на этой основе формируется отношение к себе, своим успехам и своему положению. Следствием обобщения переживаний является складывание стабильного отношения к себе - самооценки.

Ребенок дошкольного возраста любит себя, причем выказывает положительное отношение к себе независимо от области приложения своих сил. Однако  у него нет настоящей самооценки и самолюбия (как обобщенного представления о себе, которое остается одним и тем же в разных ситуациях). До кризиса семи лет ребенок не делает различий между тем, как он себя оценивает (самооценкой) и тем, каким ребенок хотел бы быть (уровнем притязаний). В книге А. Линдгрен Карлсон, как дошкольник, не соотносит самооценку и свои умения. Недаром, человечек с пропеллером постоянно утверждает, несмотря на промахи в своих действиях, что «Все равно, я – лучший в мире специалист». Мы начинаем оценивать уровень наших запросов к самим себе, к нашему успеху, к нашему положению именно после кризиса семи лет. Но до этого момента обобщенных отношений к окружающим и к себе у ребенка нет.

В связи с кризисом 7 лет изменяется и отношение к взрослым. Если раньше взрослый представлял собой либо приятеля, либо близкого взрослого, то теперь у Малыша появляется такой партнер взаимодействия, как незнакомый взрослый. Последний воспринимается уже иначе, неслучайно так разнится отношение Малыша и Карлсона к ворам, проникнувшим в квартиру. В то время как Карлсон пользуется случаем, чтобы поиграть и повеселиться, для него воры – объекты игры, Малыш относиться к ним иначе. Он оценивает ситуацию на основании ранее полученных от родителей данных. «Он вспомнил, что на днях папа читал маме статью из газеты. Там говорилось, что в городе появилось очень много квартирных воров. Они сперва звонят по телефону. Убедившись, что дома никого нет, воры взламывают замок и выносят из квартиры все ценное». Первая реакция Малыша – испуг, результат взрослой оценки реальной ситуации.  Здесь воры – незнакомые взрослые, представляющие опасность. Поэтому и отношение к благополучному разрешению этого чрезвычайного события – счастье. «Малыш прыгал от радости, что все обернулось так хорошо». Карлсон как дошкольник не преодолевший «эгоцентрических установок» вновь центрируется на себе, не оценивая произошедшее, как нечто значимое для других, вот как он комментирует случившееся: «Лучшее в мире привидение – это Карлсон, который живет на крыше». Типичная оценка старшего дошкольника – «я - хороший».

В результате кризиса 7 лет возникает еще одно важное свойство ребенка - произвольность умственной деятельности и поведения. Что это такое и как это проявляется? Ребенок научается преодолевать свои желания и действует с пониманием слова «надо»». При этом наблюдается борьба мотивов «надо» и «хочу» (вспомним, когда Малыш стал хитрить), все это приводит к  образованию иерархии жизненных смыслов ребенка. Так ребенок расставляет для себя жизненные приоритеты, выделяя главные и второстепенные ценности.  Как вы думаете, что ценнее для Малыша – иметь собаку или дружить с Карлсоном?

Именно структурирование ценностей обеспечивает устойчивость поведения ребенка, когда он способен сознательно управлять своим поведением. У ребенка в кризисе 7 лет получается это не сразу и не всегда, но с каждым днем все лучше и лучше.  Можно заметить, что дети уже не столь импульсивны и не так легко поддаются сиюминутным желаниям. У них появляется организованность, способность действовать в соответствии с усвоенными ими правилами. В возрасте 7 лет возникает возможность удержать и освоить некоторое правило, причем роль правила растет, роль наглядного примера падает. Так, несмотря на то, что для Малыша Карлсон весьма значим, и порой выступает как образец поведения, мальчик уже строго усвоил правило социальной жизни – не воруй. Сванте критически относится к поведению «лучшего друга».

« – Где ты ее достал? – удивился Малыш.

– Там, где я всегда беру молоко, – ответил Карлсон, – на одном балконе в Остермальме.

– Как, ты ее просто стащил? – воскликнул Малыш.

– Я ее... взял взаймы.

– Взаймы? А когда ты собираешься ее вернуть? 

– Никогда!

Малыш строго посмотрел на Карлсона».

Как видно, едва вступивший в школьный возраст Сванте неплохо ориентируется в правилах взрослой жизни, это связано с тем, что ребенок обычно к концу дошкольного возраста овладевает правилами и ориентируется в том, «что «хорошо» и что «плохо»».  Требуемые привычки поведения и значение многих этических норм возникает у дошкольников в ходе их повседневной жизни. С одной стороны, родители предъявляют к детям определенные требования: к аккуратности, добросовестности, организованности, сочувствию, доброте, выказывая свое мнение по выполнению своих требований. Помните - для дошкольника одобрение взрослых, особенно родителей, значит очень много, и они стараются заслужить его своим поведением. С другой стороны, в ведущей деятельности дошкольника  - ролевой игре складываются многие важные представления о законах поведения в обществе. Разыгрывая принятую на себя роль, ребенок сам выделяет те правила и нормы, которые приняты в окружающей его социальной среде, и делает их правилами игры.

Однако, несмотря на знакомство со многими правилами взрослой социальной жизни сейчас Сванте стремится их нарушить, как это видно из  выше приведенных примеров его трудновоспитуемости.  Ранее, таких симптомов, по-видимому, не наблюдалось, в чем же причина такого поведения?  Об этом мы поговорим в следующей статье.