Библиотека / Дошкольники (3-7) / Кризис – это позитив!!!
 
Кризис – это позитив!!!

Как мы понимаем, споры, непослушание, хитрость и требовательность семилетнего ребенка сильно усложняют жизнь его родителям. Но у всего этого есть и положительная сторона. Возникновение внутренней жизни, собственных, не обговоренных со старшими мыслей и переживаний приводит к появлению самостоятельности. Так и в случае Сванте, поскольку родители отрицают существование Карлсона, мальчик вынужден сам принимать решения, связанные с появлением в его жизни «человечка с пропеллером».

Помимо отрицательных проявлений можно перечислить и те проявления кризиса, которые должны порадовать родителей. Можно сказать даже больше, негативное содержание развития во время кризиса - это основа для позитивных изменений в личности ребенка. Так хитрость, упрямство, требовательность Малыша нечто иное, как неуклюжие проявления зарождающейся самостоятельности мальчика.

Самостоятельность. Сванте стремится к самостоятельности, но пока для него это «неизведанная территория» и понимает он ее лишь как независимость от взрослых и их требований.  В совместной деятельности с взрослым дети этого возраста пока не могут установить автономию. Потому и самостоятельность касается в основном тех дел, в которых Малыш ранее не участвовал, да и не мог участвовать по причине оттеснения его родителями от подобных операций. Самостоятельность активирует такие способности ребенка, о которых он и не подозревал. Разве мог Малыш представить, что он помешает махинациям воров Филле и Рулле. Родители Сванте, вероятно, сильно бы удивились тому, с какой ловкостью и знанием дела, он успокаивает  и кормит чужого младенца.

«Девочка орала во всю глотку, и Малыш протянул к ней руки.

– Дай-ка я ее возьму, – сказал он.

Он взял из рук Карлсона кричащий сверток и нежно прижал его к себе.

– Не плачь, маленькая! – сказал Малыш. – Ты ведь такая милая...

Девочка затихла, посмотрела на Малыша серьезными блестящими глазами, затем снова улыбнулась своей беззубой улыбкой, и что-то тихонько залепетала»

Самостоятельность проявляется и в самостоятельных действиях. К семи годам у детей появляется склонность к продуктивной деятельности, которая постепенно вытесняет игру. В этом возрасте ребята с удовольствием лепят, рисуют, конструируют. В этих занятиях ребенку наиболее важна независимость от взрослого в получении результата, он также способен уже самостоятельно оценить его, основываясь на стандартах, которые он усвоил раньше. Так и Малыш, неплохо рисующий в свои семь лет, способен критически оценить рисунки «лучшего в мире рисовальщика».

«На большом, совершенно чистом листе в нижнем углу был нарисован крохотный красный петушок.

– Картина называется: "Очень одинокий петух", – объяснил Карлсон.

Малыш посмотрел на этого крошечного петушка. А ведь Карлсон говорил о тысячах картин, на которых изображены всевозможные петухи, и все это, оказывается, свелось к одной красненькой петухообразной козявке!»

Что касается собственной деятельности ребенка, то это ценно пока еще само по себе, как результат собственных усилий, как самостоятельно избранный вид работы. И дети в период кризиса не допускают критики в отношении свои собственных самостоятельных действий, тем более, если они приносят несомненную пользу. Ведь после учиненного ворами разгрома именно «Малыш собрал с пола деньги, кольца, брошки и положил все это обратно в секретер».

Внебытовые обсуждения. В результате развития ребенка, в его общении с родителями возникают новые темы, не связанные с ежедневной жизнью ребенка и семьи в целом. Ключевые темы: происхождение и эволюция живого, жизнь на Земле и других планетах, жизнь в других странах, морально-этические вопросы. Так и Сванте обсуждает с мамой возможности разрешения конфликта  с другом Кристером.
«– Скажи, а нельзя ли вообще обойтись без драки? Мирно можно договориться о чем угодно. Знаешь, Малыш, ведь, собственно говоря, на свете нет такой вещи, о которой нельзя было бы договориться, если все как следует обсудить.

– Нет, мама, такие вещи есть. Вот, например, вчера я как раз тоже дрался с Кристером...

– И совершенно напрасно, – сказала мама. – Вы прекрасно могли бы разрешить ваш спор словами, а не кулаками».

Ребенок не просто общается, но стремится получить информацию от старших, а затем использовать полученные сведения для собственного анализа. «Люди настолько глупы, что верят в привидения. Просто смешно! – воскликнул он. – Папа говорит, что вообще ничего сверхъестественного не существует. – И Малыш, как бы в подтверждение этих слов, кивнул головой. – Дураки эти воры – они подумали, что из буфета вылетело привидение! А на самом деле это был просто Карлсон, который живет на крыше. Ничего сверхъестественного!» Получив сведения от папы, Сванте сам начинает рассуждать и разбирать исходный посыл. Хотя выводы Сванте достаточно наивны и даже смешны вследствие своей противоречивости, но сама попытка самостоятельно проанализировать полученные от взрослого сведения составляет отличие от «вопрошания» в более младшем возрасте. В этом возрасте ребенок пытается разобраться в ситуации и тем самым определиться и с собственным положением среди окружающих.


На седьмом году жизни ребенок начинает интересоваться историей семьи и жизнью родственников.

«– Мама, я родился здесь, в Стокгольме? – спросил Малыш.

– Конечно, – ответила мама.

– Но ведь Боссе и Бетан родились в Мальме?

– Да, в Мальме.

– А ведь ты, папа, родился в Гетеборге? Ты мне говорил...

– Да, я гетеборгский мальчишка, – сказал папа.

– А ты, мама, где родилась?

– В Эскильстуне, – сказала мама.

Малыш горячо обнял ее.

– Какая удача, что мы все встретились! – проговорил он».

Таким образом, проявляется стремление ребенка найти свое место в широкой сети семейных связей.

Если в целом описывать психологические особенности  детей седьмого года жизни, которые хорошо наблюдаются и у Сванте Свантесона из книги А. Линдгрен «Малыш и Карлсон», то можно отметить следующее противоречие. Ребенок, с одной стороны, стремиться нарушить правила, установленные взрослым, проявляет трудновоспитуемость, а с другой стороны, он не только по-прежнему тянется к взрослому, но и обращается к нему как к эксперту при выполнении самостоятельных действий или принимает его действия за образец.  Общим показателем перехода ребенка на новый возрастной этап является демонстрация взрослости, что  выражается как в стремлении к самостоятельности, так и выполнении ранее не свойственных ребенку действий.