Библиотека / Взрослые / Экология офисной жизни
 
Экология офисной жизни

Гудение принтера, телефонные звонки, непрерывные разговоры коллег и клиентов и все это происходит одновременно в ограниченном пространстве. В open space жизнь бьет ключом. В операционном зале без глухих стен, иногда находится до нескольких десятков человек. Формат открытого офиса очень привлекателен, если говорить об имидже банка. Ведь когда сотрудник не в окошке, а в прямом доступе, у клиента появляется ощущение, что можно вести дела в комфортном режиме, легко и быстро получить необходимую информацию, общение упрощается и скорее напоминает разговор со знакомым.

Также трудно переоценить позитивное влияние open space на работу бэк-офиса. Создается атмосфера открытости, сотрудничества и ощущение слаженного взаимодействия единой команды.

В то же время, отсутствие личного пространства может быть одной из причин стресса. Необходимость постоянно контролировать свое поведение и отслеживать реакцию окружающих порой рождает определенную усталость. Неизбежность рабочего шума (ведение коллегами переговоров, неумолкающие телефоны, гул приборов) требует умения абстрагироваться. А невозможность обеспечения индивидуальных оптимальных условий труда (у всех разные привычки и потребности в отношении кондиционеров и освещенности рабочей площади) требует определенных усилий для адаптации. Кроме того, отсутствие приватности в случае необходимости решать сложные задачи может мешать глубоко сосредоточиться, и у некоторых людей рождает чувство незащищенности. Все это требует особого внимания и навыков саморегуляции.

Возможно, вы не можете повлиять на цвет стен и расстояние с ближайшими соседями в вашем офисе, но вам точно по силам создать ощущение кусочка своего личного пространства. Появление на рабочем месте приятных мелочей - растения в небольшом горшке, символа жизненного позитива или собственноручно сделанного постера, отражающего ваши планы или мечты,- поможет поддерживать связь с тем, что важно для вас. Полезно бывает создать для себя несколько приятных ритуалов. Начните с микро-йоги. Сидя на стуле, выпрямите спину, сделайте глубокий вздох, скрестите ладони рук и с удовольствием потянитесь. Согните руки в локтях, положив ладони на плечи, и сделайте 5 медленных вращательных движений вперед и 5 - назад. Старайтесь при этом соединять локти на уровне шеи или грудной клетки.  Завершите разминку очень плавными вращениями головой. Пусть поначалу это может выглядеть несколько неожиданно для коллег, зато такие переключения существенно снизят нагрузку на позвоночник, нервную систему и помогут справиться с осадком после нервирующих ситуаций.

Всем нам, наверняка, знакома ситуация, когда агрессия клиента, который долго (по его представлениям) ждал, выливается на сотрудника. И понятно, что это может рождать очень неприятные ощущения. Что делать, когда на вас срываются или повышают голос?В условиях открытого офиса особое значение приобретает умение справляться с собственными переживаниями и быстро приходить в норму.

Очевидно, что если клиент недоволен и хочет высказаться, то вам его не остановить. Это имеет много общего с попыткой удержать камнепад. Не стоит пытаться преградить поток лаве, просто уйдите с ее дороги. Очень помогает мысленно выстраивать стену между собой и агрессивным человеком. Можно также представлять себе щит, броню или непроницаемую прозрачную пленку, которая защищает вас, отгораживая ваше личное пространство от вторжения извне. Найдя удачный образ, вы всегда сможете сознательно вызвать его, и отрицательные эмоции либо совсем не возникнут, либо будут не такими сильным, как раньше.  

Жизненные обстоятельства не действуют на нас напрямую. Силы отнимают те негативные смыслы, которые мы им приписываем. Часто в неблагоприятных обстоятельствах наши мысли принимают форму негативных мысленных сверх-обобщений. Например, «со мной явно что-то не так, если мне все время грубят», или «почему ко мне все проявляют неуважение?», или «какие-же все-таки люди ужасные по своей сути». Это прямой путь к ощущению себя жертвой и переходу в агрессию или подавленное состояние. Если сохранять уверенность что с нами и с миром все в порядке, и помнить, что недовольство клиента, никаким образом к нам не относится, то можно достаточно быстро вернуть себе спокойствие и гармонию.

После того, как вы защитили себя, можно помочь расстроенному клиенту.  Это не так сложно как кажется. Важно помнить, что своим «камнепадом» человек лишь сигнализирует миру о том, что он нуждается в сочувствии и поддержке. Если в этой ситуации ваше лицо будет непроницаемым, клиент подумает, что его не поняли, и будет продолжать «метать камни». Поэтому присоединитесь к нему и скажите: «Действительно, неприятно так долго ждать. Я очень хорошо вас понимаю». После этого вы можете быть уверенными, что завербовали клиента в свои союзники. Используйте как можно больше слов «да» и искренне поинтересуйтесь, каким образом вы можете быть ему максимально полезными. Важно думать о том, что таким образом вы, как умелый сапер обезвреживаете «нейронную бомбу» - тот комок напряжения в нервной системе клиента, который ищет своей разрядки любой ценой. Ваша поддержка снизит накал эмоций, человек через какое-то время начнет говорить тише, а вы сможете похвалить себя: вы не только сами справились с негативом, но еще и помогли другому. Благодаря вам мир стал гармоничнее и спокойнее. А open space - тише и комфортнее.

Если же вы понимаете, что случившееся все же вывело вас из равновесия, дайте себе возможность переключиться. После «бури» сядьте удобнее, опустите плечи, сосредоточьте внимание на дыхании, начните дышать реже и глубже. Делая вдох, досчитайте до 4, выдох - до 8. Такое дыхание нормализует давление, расслабляет мышцы, успокаивает пульс. Вы сможете почувствовать, как с выдохом уходят сильные неприятные эмоции и возвращается спокойствие. Представьте себе, как тепло проходит от кончиков пальцев ног к животу, груди, рукам и голове. Теперь уже можно спокойно поразмышлять над случившимся. Агрессия клиента в большинстве случаев направлена не на вас, а на его личную жизненную ситуацию или объясняется особенностями его психического состояния. Многим людям свойственно находить «канал» для разрядки скопившегося напряжения, который часто никак не связан с источником этого напряжения. Вспомните, как раздражение, возникшее на работе, иногда помимо вашей воли выливается на ни в чем не повинного члена семьи. Если вы уверены, что сделали все верно, не стоит принимать на свой счет критику возмущенного клиента и его негодование по поводу того, что вы его плохо обслужили, ввели в заблуждение, или продержали в очереди. Просто признайте, что произошла ошибка и предложите исправить ее.

Безусловно, требуется большая выдержка, терпение и уверенность в себе для того чтобы приносить извиненияв таких ситуациях. Однако важно помнить, что по большей части это просто навык.  Достаточно несколько раз попробовать – и через некоторое время, все будет получаться автоматически. Вы сможете все легче гасить агрессию и грамотно исправлять недочеты в работе на глазах у рабочего коллектива. Всем нам знакома цитата из Библии: «если тебя ударят по одной щеке, подставь другую…”. Обычно эта фраза понимается как иллюстрация умения прощать. Но в ней кроется еще один важный психологический смысл. Конфликт всегда гасится контр-интуитивным действием. Хочется агрессивно накричать в ответ, а мы вместо этого проявляем искреннее сочувствие и понимание. Ведь не «от хорошей жизни» люди становятся нервными и взвинченными.

Для совладания с сильными эмоциями есть еще один прием. Попробуйте направить свое раздражение на определенный предмет, например, на уже ненужные документы. Смяв бумагу или порвав ее на мелкие кусочки, вы дадите выход накопившемуся раздражению. Таким же образом, можно расправляться с беспорядком на столе.

Существует множество тактик для поддержания самообладания, и большое количество индивидуальных способов поддерживать гармонию в личном пространстве. Есть также специалисты, которые могут помочь найти наиболее подходящие вам способы справляться со стрессовыми ситуациями. Важно помнить, что защита ваших личных границ — это ваша задача, и никто, кроме вас, это не сделает. Мы управляем нашими эмоциями или эмоции управляют нашей жизнью –это выбор, от которого напрямую зависит качество нашей жизни.

Авторы:  Олеся Симонова и Елена Баскина, ведущие психологи Фонда психологической поддержки «Будущее Сейчас».