Библиотека / Взрослые / Беседа с психологом Натальей Камелиной
 
Беседа с психологом Натальей Камелиной

Интервью с Натальей Камелиной, возрастным и семейным психологом, нарративным консультантом, организатором работы образовательно-дискуссионного клуба «Современный Родитель» в благотворительном Фонде «Будущее Сейчас».

В современном мире все больше и больше говорят о психологической поддержке. Однако до сих пор многие это словосочетание связывают с наличием серьезных проблем.

Действительно, в обычной жизни мы часто вспоминаем про психологическую помощь в ситуации серьезных жизненных затруднений. С экранов телевизоров к нам приходит информация об участии психологов в условиях ЧС, в различных реалити-шоу мы видим как психологи помогают при решении семейных проблем. 

Может ли психология быть полезна, когда в жизни, к счастью, нет таких трудностей?

Конечно. Мы давно наблюдаем, как психология прочно вошла в бизнес пространство, и обращаются к ней в этой области не только в кризисные моменты, но и в относительно спокойные для компаний времена. Например, психологические знания используются в области управления персоналом, маркетинга, рекламы и технологий продаж. Делается это для профилактики проблем, а также продвижения компаний на рынке. В обычной жизни таким профилактическим мерам также есть место. Очень многих трудностей можно было бы избежать, если вовремя получить психологическую информацию. Психологическая поддержка может оказаться кстати и при постановке личных целей, а также в процессе их достижения. В кризисные моменты не все из нас оказываются в окружении понимающих людей, и профессиональная поддержка психолога помогает пережить связанные с этим периодом трудности. Таким образом, работа с психологом оказывается полезна не только в решении проблем, но и в их профилактике, в вопросах самосовершенствования и успешной адаптации человека в обществе. Одним словом, это хороший способ для повышения качества жизни.

В области Ваших интересов широко представлена работа с родителями, каким образом Вы реализуете вышесказанное в этой работе?

В рамках нашего фонда организован и активно развивается дискуссионно-образовательный клуб «Современный Родитель». Это специально созданное пространство для родителей детей любого возраста. Формат общения предполагает групповую работу. В атмосфере дружелюбия и поддержки родители знакомятся с достижениями психологической науки. Отмечу, что это происходит не в форме лекций и назиданий, а форме активных, содержательных дискуссий. Это отнюдь не означает, что в группе звучат откровенные рассказы о личной или семейной ситуации. Рассматриваемые вопросы являются общими для многих родителей, и палитра мнений в группе раскрывает новые возможные решения. Подобная обстановка помогает также родителям выразить свое отношение к полученным в группе психологическим знаниям, выбрать для себя полезное, чтобы затем активно это использовать в реальной жизни.

Расскажите, пожалуйста, как проходят Ваши встречи.

Очень часто тема общения возникает прямо на встрече. Например, недавно в группе мы обсуждали такой животрепещущий вопрос, как вклад в развитие ребенка двух факторов: наследственности и среды. Запрос от участника встречи звучал таким образом: «А что, если ребенок очень упрямый, он еще маленький, ему, скажем, 3 года.  Допустим, и отец такой же упрямый, с трудным характером. И вообще у них вся семья такая. Разве это не наследственность?». Эта тема затронула каждого, и поэтому мы обсуждали исследования современной психологии, которые проливают свет на этот вопрос. Например, для того, чтобы изучить влияние этих двух факторов мы обратились к исследованиям антрополога и психолога Ф.Гальтона. Он изучал и сравнивал пары близнецов. Как известно, однояйцевые близнецы, развившиеся из одного яйца обладают идентичным набором хромосом,  они одинаково выглядят, и у них одинаковая наследственность. Результаты получились очень интересные: по многим характеристикам однояйцевые близнецы, которые с детства воспитывались в разных семьях отличались, характеристики эти включали как физические, так и психологические параметры. 

Что же это получается, если у этих близнецов одинаковая генетика и они будут воспитываться в одной семье, то должны сформироваться абсолютно сходные личности?

В жизни, конечно же, этого тоже не случается. Очень часто многие акцентируют внимание на том, какими разными личностями становятся однояйцевые, которые воспитываются в одной семье. Это происходит потому, что у каждого ребенка складываются свои собственные неповторимые отношения с окружающей его средой, начиная с внутриутробного развития. Психологи изучали игры близнецов и обратили внимание, что один из них берет на себя инициативу в играх, другой следует за ним. В силу чего это происходит?  Это может происходить в силу случая, либо под влиянием разного отношения родителей к каждому из близнецов. Таким образом, семейная среда для каждого из детей не является идентичной с самого начала.

Можем ли мы выводы из этих исследований перенести на обычных детей, воспитывающихся в одной семье?

Безусловно. Родители часто удивляются, как же так получилось, что в их семье выросли такие разные дети, ведь они же считают, что они их воспитывали одинаково. Я уже  упоминала, что у близнецов различия начинают формироваться уже внутриутробно. У детей, которые не являются близнецами, этих индивидуальных особенностей еще больше из-за разной генетики. Таким образом, у каждого ребенка складываются свои собственные отношения со средой, и они требуют разного к себе отношения со стороны родителей. Эти отношения зависят от его индивидуальных особенностей. Более спокойный ребенок будет находить себе соответствующие занятия, а активный будет удовлетворен, только если он от души набегается за день. Также эти отношения зависят от возрастных особенностей. То, что интересно трехлетнему ребенку, может быть совершенно безразлично шестилетке. Очень важную роль в этих отношениях играют, конечно же, родители, в частности их стиль воспитания.  Например, превалируют ли запреты над поощрением активности ребенка. Включен ли родитель достаточным и адекватным образом в общение и воспитания ребенка. Иногда этой включенности может быть слишком много или слишком мало. Сюда же можно отнести и особенности коммуникации, принято ли в семье объяснять свои просьбы или общение происходит в виде приказов, не подлежащих обсуждению. Есть ли у родителя потребность в утверждении своей власти или он готов к демократичному общению? 

Считаете ли вы, что  родители могут корректировать некоторые врожденные особенности ребенка?

  В нашей группе путем  обсуждения результатов исследований и мнений участников мы пришли к выводу о том, что очень важно разглядеть особенности ребенка и последовательными действиями, несколько корректируя свой собственный стиль воспитания, помочь ему адаптироваться с этими особенностями к жизни. Возвращаясь к теме упрямства, необходимо сразу отметить, что под маской упрямства может скрываться целый ряд психологических ялений. Если говорить о  врожденных индивидуальных особенностях, то это темперамент ребенка. Есть тип темперамента, который питает жгучее желание ребенка активно участвовать в жизни взрослых, самостоятельно определять свою собственную позицию уже с раннего возраста. Важное значением имеет возраст ребенка. Надо отдать должное нормативному кризису 3-х лет и его естественному проявлению — упрямству. Стиль воспитания родителей — это третий фактор, который надо учитывать. Не провоцируют ли какие-либо воспитательные действия упрямство? При необходимости стиль воспитания можно скорректировать. Если правильно учесть индивидуальные особенности ребенка, отнестись к ним максимально позитивно, то это поможет ребенку успешно развиваться в обществе. Например, упрямство может помочь ребенку успешно отстаивать свою активную позицию, добиваться своих целей. Через разумное отношение родителей к этому качеству у ребенка сформируется адекватный, позитивный образ себя как целеустремленного, активного автора своей жизни.