Библиотека / Взрослые / Работа с наркозависимостью в нарративном подходе
 
Работа с наркозависимостью в нарративном подходе

Работу ведет:  психолог, нарративный терапевт Елена Киселева. С 2009 г. занимается частной практикой, консультированием и тренерской работой. В индивидуальном консультировании придерживается гуманистического направления, используя эклектический подход, - техники психодрамы, гештальт-терапии, арт-терапии, транзактного анализа, способы обнаружения и изменения ограничивающих убеждений, эмоционально-образной и когнитивной терапии.  

Предпочтение отдает нарративному подходу. Консультирует и проводит группы  в психологическом центре «Сатори-Возрождение», в котором одно из направлений – это терапия с зависимыми людьми и их семьями. Является одной из ведущих «Клуба созависимых», целью работы которого является преодоление эмоциональной зависимости. Занятия проводит по своей авторской методике".

Я работаю в психологическом центре «Сатори-Возрождение», в котором одно из направлений – это работа с зависимыми людьми и их семьями. Я  веду индивидуальную и групповую работу, являюсь одной из ведущих «Клуба для созависимых», который уже 1.5 года проходит в нашем центре по понедельникам.

Для созависимости характерно подчинение собственных потребностей потребностям других. Созависимость может возникать не только при алкоголизме, наркомании, игромании одного из членов семьи, но и при любом хроническом стрессогенном событии.

Созависимость выражается в сильной поглощенности и озабоченности, поисками причин влияния своего поведения на поведение другого, а также в крайней зависимости от человека. Созависимость – это комплекс особых черт характера, мешающих семейной жизни, появляющихся в результате постоянной психической травматизации и субъективной неразрешимости внутрисемейного конфликта. У членов семьи имеются трудности в выражении эмоций и достижении душевной близости. Основными переживаемыми чувствами, не всегда выражаемыми являются гнев, стыд, вина и подавленность. Результат этого: плохие навыки коммуникации, семейные конфликты.

Созависимость родственников препятствует выздоровлению наркозависимого (и любого зависимого), т.е. служит фактором, подкрепляющим зависимость.

Занятия в нашем клубе помогают осознать свою роль в семейных проблемах, перенаправить усилия от стремления контролировать действия другого человека на принятие ответственности за свое поведение, за свою жизнь; изменить стереотипные формы реагирования, научиться осознавать и выражать свои чувства и т.д.

Закончив обучение в длительной программе « Нарративный подход» я использую нарративные идеи и в индивидуальных консультациях, и в группе и заметила, как это вдохновляет людей. Атмосфера уважения и поиск смысла в любых действиях человека, иногда агрессивных, враждебных, разрушающих и себя и другого, помогает людям почувствовать уважение к себе и вдохновляет искать другие способы воплощения того же смысла, но другим способом. Этот подход дает возможность увидеть проблему отдельно от человека, изучить все ее коварные способы и методы захватывать жизнь, что вызывает у людей надежду и исследовательский интерес, а выявление в ходе беседы способностей, навыков и умений, достижений  человека рождают уверенность в том, что с проблемой можно справиться.

Люди обращаются с разными трудностями, хочу рассказать о нескольких случаях из практики.
 

Случай из практики 1. Ирина  испытывает большие трудности в общении сыном: Растерянность (имя проблемы) в ответ на агрессивное поведение сына. В ходе беседы выяснилось, что Растерянность приходит, когда Ирина соглашается с тем, в чем обвиняет ее сын. Растерянность заставляет ее оправдываться, это увеличивает агрессию сына и ситуация остается неразрешенной. Растерянность усиливают: Раздражение, Вина - «Сама избаловала», Обида - «Как он так со мной?». Исследовав подробно все, что касалось Растерянности, я поинтересовалась, во всех ли сферах жизни Ирины Растерянность живет. Оказалось, нет, она умеет спокойно, участливо и доброжелательно разрешать трудные ситуации с клиентами и подчиненными на работе. Я услышала рассказ о положительном разрешении труднейшего случая с недовольной клиенткой. Мы разобрали эту ситуацию и нашли ключевое слово, обозначающее опыт на работе - «Сотрудник». Ирина поняла, что может перенести этот опыт на отношения в семье. Это действительно привело к результату: во время агрессивного поведения сына, она вспоминает это слово и оно дает ей возможность сконцентрироваться, отстраниться от агрессии, побороть Растерянность и спокойно вести диалог с сыном. Отношения действительно постепенно улучшаются.

Частые запросы родителей: как справляться с гневом, обидой, чувством вины, неуверенностью.
Случай из практики 2: У Надежды приемная дочь, которую она растила с 7 лет, заботилась, старалась сделать для девочки свой дом родным домом. Настя выросла самостоятельной и в 17 лет переехала в отдельную квартиру. Надежда все это время ожидала благодарности от Насти, не умеющей сказать элементарное спасибо. Надежда много лет жила с этими ожиданиями, из которых и родилась Обида, отравляющая жизнь и разрушающая отношения. Надежда описывает, как действует Обида: вызывала отчаянье, перекрывала все, не давала выхода, «нашептывала», что дочь должна звонить и быть благодарна. Обида жила много лет (дочери уже 32 года). Она заставляла Надежду контролировать дочь, чувствовать бессильную злобу и т.д. Подробное исследование влияния Обиды помогло Надежде отделить себя от Обиды, осознать, что она может обойтись с Обидой как захочет. Надежде вспомнился трогательный эпизод заботы дочери о ней, который она назвала «Чудо». Ей во время этого эпизода было тепло на сердце и она обнаружила, что тогда не было ожиданий, она не рассчитывала ни на что. Этот положительный опыт был подкреплен другими вспомнившимися ей историями, также исследованы ее действия, ее вклад в эти события и женщина почувствовала облегчение, освобождение от Обиды и ушла с радостью и уверенностью.

Случай из практики 3: Запрос Галины: как улучшить отношения с дочерью. Когда у дочери плохое настроение – Галина чувствует обвинение (типичное проявление созависимых отношений). Это вызывает напряжение у нее и «отравляет», как она выразилась, жизнь дочери. Это напряжение вызывает душевную боль и чувство Вины. Чувство Вины поддерживает идея: «Хорошая мать может успокоить так, что проходят все печали». Исследование истории возникновения этой идеи, ее влияния на чувства, мысли, отношения с дочерью, отношение к себе, выявление сопутствующей идеи: «Во мне мало тепла и ласки», и т.д. помогли посмотреть на это  со стороны, разобраться и придти к другой идее: «Я могу дарить тепло и могу быть не права», что сняло напряжение и ослабило чувство Вины.

Часто в жизни людей кроются травмирующие ситуации, лежащие в глубоком детстве, которые влияют на отношения с родными и близкими людьми, на отношение к себе и к миру. Меня очень вдохновляет нарративная работа с травмой (причем как с ситуациями из детства, и любой бытовой), в которой акцент делается не на повторное погружение и проживание чувств, как  во многих подходах, а на то, какие действия человек совершил, когда искал выход, как он справлялся с трудной ситуацией. Даже если, он замолчал или ушел - это рассматривается как действие, как несогласие, что дает возможность осознать свои усилия и выявить ценности, которые отстаивал человек.

Случай из практики 4. Инна обратилась по поводу своих переживаний из-за ухудшения отношений в семье, однако направление развития терапии изменилось в сторону анализа травматичной ситуации из ее детства, в которой она не получила поддержки от мамы и учительницы и, как оказалось, продолжала испытывать обиды. Учительница разлучила Инну с подружками и  определила в «звено» (тогда еще младшие школьники были октябрятами и учитель разделял класс на группы – «звенья» октябрят) с двоишниками. До сих пор она помнит, как пришла со своим горем к маме, а та отмахнулась от нее и сказала, что это ерунда. Это было очень травмирующим для Инны. Нарративная беседа помогла Инне не просто заметить  свои действия по разрешению этой ситуации: она сплотила ребят, сделала свою «звено» лучшим, а  и осознать, что именно после этого она научилась своему умению организовать деятельность, мобилизовываться и находить энергию в трудных ситуациях. Эта работа не только повысила самооценку, но и обернулась изменением чувств и отношения к матери.

В работе с наркозависимыми я заметила, что у них, как  и у родителей часто поднималась тема обиды, а также ненависти, неуверенности, низкой самооценки, жалости к себе. Если работать в других подходах, связанных с проживанием чувств и возвращением в детство, кажется с этим можно работать бесконечно, т.к. всплывают новые и новые воспоминания, или какие-либо нюансы в тех же ситуациях, либо можно встретить отказ к такой работе. Нарративный подход помогает по-другому отнестись к этому.

Случай из практики 5. Жизнь Александра затруднялась, из-за того, что он испытывал постоянное  раздражение к людям, встречающимся ему в жизни, это подпитывалось страхом оценки и недостаточной уверенностью в собственных действиях. На вопрос о том, были ли люди, которые уважали его, он ответил, что отец умеет его понять, уважает его точку зрения, дает право выбора. Александр рассказал о своей работе в фирме, где его ценила одна из сотрудниц за идеи, которые он предлагал. Также он отметил, что ребята с кем он выздоравливал, принимают и уважают его. Еще он вспомнил историю, что решился в 21 год закончить школу, которую бросил, и сел за парту с четырнадцатилетними подростками. В рассказе он признавал, что для того, чтоб решится на такой шаг нужно обладать смелостью и умением поставить себя так, чтобы его уважали, ведь в этом возрасте дети бывают насмешливы и жестоки.  И этот эпизод в процессе беседы стал более значимым, и Александр придал дополнительную ценность этому поступку. Описание этих историй его жизни меняло его отношение к самому себе. На вопрос: Что люди, которые прежде уважали его (он вспомнил и рассказал еще истории), ценили бы в том, что он сейчас делает, чтобы сохранить свою жизнь от наркотиков? У него изменилось состояние от апатии и раздражения на веру в себя, и он замечает свои шаги: «Я не останавливаюсь, не вешаю нос». В конце беседы я всегда предлагала подумать, какие небольшие шаги он может совершить, чтобы не отдавать свою жизнь проблеме. Так как шаги были реальны и по силам, этот план почти полностью претворялся в жизнь.

Случай из практики 6.  Маша (девушке 25 лет), попробовала в 9 лет, а  начала постоянно употреблять с 16 лет, дошла, как она сама говорила  «до самого дна». Она прошла реабилитацию, начала новую жизнь и у нее уже скоро 2 года трезвости. Ненависть, обида, зависть, низкая самооценка оставались темами ее запросов. Наркотик давал спокойствие, безразличие, силу, то есть кроме эйфории, то состояние, в котором не было проблем. С Тягой (потребность в наркотике) которая преследует наркоманов и приходит к тем, кто перестал употреблять, приходится постоянно бороться. Экстернализация (отделение человека от проблемы в нарративном подходе) помогала Маше отделится от Тяги, что это не она, а проблема – Тяга нападает на нее и не дает спокойно жить. Исследование взаимоотношений с Тягой, выявление ее целей, методов, коварных приемчиков, чтобы захватывать и отравлять жизнь, а также исследование планов Маши, ее способов противостоять Тяге. Меня поразило, когда мы стали исследовать способности Маши: она умеет чувствовать природу, музыку, потрясающе играет на барабанах, постоянно генерирует идеи о том, что можно сделать, куда поехать, находит новые и новые интересные места. При этом у нее горят глаза и много энергии. Мы исследуем способы Маши противостоять Тяге, не поддаваться ее коварным планам. И она ощущает, что ненависть к людям, зависть, обида отступают, повышается ее самооценка, и она знает, где ее ресурсы.


Случаи описаны с разрешения клиентов. Имена изменены.


С Еленой Киселевой можно связаться и задать свой вопрос, используя форму обратной связи.

Записаться в группу поддержки