Библиотека / Подростки (11-17)
 
О подростковой дружбе

Почему подросток доверяет друзьям больше, чем родителям?

Может казаться, что общение для подростка – просто интересное времяпрепровождение. Но любой учебник по возрастной психологии подскажет: общение со сверстниками в этом возрасте – ведущая деятельность, т.е. самая главная для психологического развития.

В общении подросток приобретает социальные навыки, учится понимать свои и чужие эмоции. Совершенно верно, здесь нет ни слова об умственном развитии. Оно, конечно же, в подростковом возрасте тоже происходит, но – это не главная линия развития. Очень интеллектуальный, начитанный подросток может оставаться эмоционально и социально незрелым. То, чему может научить дружба, не изучают в школе.

 
Растущие вместе

О пользе подростковых компаний

Подростковые компании – это совершенно отдельная история. Со стороны может создаваться впечатление, что подростки в них не заняты никаким сколько-нибудь полезным или хотя бы интересным делом, а просто теряют время. И все же компания тянет их, как магнитом. Почему так?

 
Надо ли выбирать профессию в 12 лет?

К нам нередко обращаются родители 7-8-классников с просьбой помочь их детям в выборе профессии. Иногда это бывает связано с объективными обстоятельствами: когда необходимо выбрать профиль обучения уже в средней школе. Но порой причина – это идея о том, что чем раньше определился ребенок с направленностью, тем более основательно он сможет подготовиться к поступлению в вуз. И в этом суждении есть рациональное зерно, конечно. Но трудность в том, что осознанный выбор профессии в 12-13 лет сделать практически невозможно!

 
Глазами подростка

Мы задались вопросом: что думают сегодняшние подростки о себе, своих сверстниках, о взрослых? Для того чтобы выяснить это, мы попросили подростков 13-17 лет (учащихся 8-10 классов) ответить на ряд вопросов, выразив собственное мнение. Наше исследование проводилось в средних школах Москвы, Калуги, Петрозаводска, Медвежьегорска (республика Карелия) и охватило в общей сложности 272 человека.

 
Методика "Напишите о себе"

В использованной нами методике самоописания подростку давался лист бумаги и инструкция: «Напишите, пожалуйста, о себе. У Вас есть 10 минут». Никаких пояснений экспериментатор не давал. Таким образом, содержание текста самоописания оставалось исключительно на усмотрение самого подростка. Обычно в такой ситуации человек пишет о том, что считает наиболее важным.

 
Кто Я? – главный вопрос для подростка

Пожалуй, наиболее важное психологическое приобретение подросткового возраста – внутренний мир. Абсолютно новая реальность, о которой даже не догадывается ребенок помладше, как не догадывается младенец о том, что у его матери есть и другие заботы, кроме как о нем. 

 
Немного о психологии подростка

О том, что такое трудности взросления, приходящиеся на подростковый возраст, каждый из нас в той или иной мере знает из жизненного опыта. «Маленькие детки - маленькие бедки» или «Маленькие дети не дают спать, а большие дышать» - народная мудрость суммирует опыт поколений и дает наиболее емкую характеристику той картины, которая предстает перед родителями взрослеющего ребенка. Картину, конечно, утрированную, но все же имеющую место в реальности довольно часто.

 
Трудный возраст - это...

В этой части исследования подросткам предлагалось закончить предложения, выразив собственное мнение. Вот несколько примеров таких предложений:

Трудный возраст – это…

Быть подростком…

Главная проблема для ребят моего возраста…

 
Подросток и ложь

Многие родители чувствуют, что их дети многого не договаривают. Они не знают, о чем  именно, но ощущают «информационный вакуум», как недосказанность, страх и недоверие. В то же время некоторые родители полагают, что и не нужно знать все досконально, достаточно понимать, что у ребенка все хорошо.