Библиотека / Подростки (11-17) / Методика "Напишите о себе"
 
Методика "Напишите о себе"

В использованной нами методике самоописания подростку давался лист бумаги и инструкция: «Напишите, пожалуйста, о себе. У Вас есть 10 минут». Никаких пояснений экспериментатор не давал. Таким образом, содержание текста самоописания оставалось исключительно на усмотрение самого подростка. Обычно в такой ситуации человек пишет о том, что считает наиболее важным.

Некоторые сочинения поразили нас очень искренним, откровенным описанием собственных трудностей подростков. Были описаны взаимоотношения с одноклассниками и со сверстниками вообще, проблемы с родителями, учителями, размышления о своем будущем, в котором подросток предполагает встретить трудности, жалобы на низкую самооценку, неуверенность в себе...

Такая искренность сама по себе удивительна, ведь ребята просто выполняли задание незнакомого человека, не рассчитывая на решение с помощью экспериментатора своих личных проблем. Кроме того, подростков едва ли можно заподозрить в стремлении делиться своими переживании со взрослыми, чужими людьми… И тем не менее, эта почти парадоксальная искренность в сочинениях присутствует.

На наш взгляд, все дело в той ценности внутреннего мира, которая бережно хранится подростком. Он может быть сколько угодно скрытным с родителями, даже друзьями, но это не значит, что он не нуждается во внимании к своим личным переживаниям, не испытывает потребности ими поделиться. Наоборот, эта потребность у подростка обострена: ему необходимо, чтобы окружающие проявляли внимание к его уникальной личности.

«Я думаю, что я не такая, как все» - такое высказывание нередко встречалось в самоописаниях наших участников. По-видимому, само внимание к их переживаниям со стороны исследователя побудило подростков быть искренними, с исчерпывающей полнотой рассказывать нам о себе. Многим ребятам сложно найти собеседника, способного оценить необыкновенность его переживаний, того, на понимание которого можно рассчитывать, которому можно довериться, не опасаясь насмешек. Родителям бывает сложно понять своего подросшего ребенка, не обидеть его замечанием о том, что он «забивает голову ерундой» и «лучше бы о школе больше думал». Возможно, выполнение нашего задания было для испытуемых сродни общению с личным дневником, которое так важно для многих подростков, ведь это – наиболее безопасный способ рассказать о том, что их волнует.

Так или иначе, благодаря нашим испытуемым мы имеем редкую возможность посмотреть на мир глазами подростка.

Девятиклассница, 14 лет:

Я. Уверенности нет, мало преимуществ, друзья пользуются мной и вытирают об меня ноги, полная, интересуюсь разными вещами… Подростковая проблема в виде прыщей… Я не считаю себя привлекательной, являюсь одиночкой, нет настоящих друзей… Не похожа на остальных девчонок… Ненавижу, когда показывают свою слабость, ненавижу жалость по отношению к себе… Трудно осваиваюсь в новом коллективе… Имею свою точку зрения на все, открыта, схожусь с людьми, наивная (часто из-за этого страдаю), часто угнетена, легко раздражаюсь. Темперамент, как спичка (вывести из себя очень легко).

В этом самоописании – практически полный перечень подростковых трудностей: от недовольства внешностью до критики своего характера. Нетрудно заметить, как категоричны оценки девятиклассницы и в отношении себя, и в отношении окружающих, как сильны отрицательные эмоции. При этом даже в таком коротком отрезке – противоречивость: «трудно осваиваюсь в новом коллективе» - и «схожусь с людьми». Не будем упрекать девочку в непоследовательности или желании ввести нас в заблуждение: возможно, она и правда чувствует себя то одной, то другой. Это характерно для подросткового кризиса: когда непонятно, какой ты на самом деле, когда кажешься себе то героем, то трусом, то всеобщим любимцем, то изгоем, то влюблен во весь мир, то его ненавидишь. Понять, как совместить эти крайности в себе, и принять свои внутренние противоположности – значит собрать свое «я» из кусочков, значит успешно разрешить подростковый кризис.

Девятиклассница, 15 лет:

В последнее время мои друзья изменились, и благодаря этому я теперь лучше разбираюсь в людях… За последний год я поняла, что значит предательство друга, именно поэтому сейчас я не верю в дружбу…

Изменение взглядов, убеждений – типичное явление для подросткового кризиса. В этом возрасте как никогда важной становится дружба, подросток предъявляет к друзьям повышенные, по сравнению с ребенком, требования: друг должен выслушать и, более того, должен понять; друг всегда будет рядом; друг всегда будет за меня, даже если все против, и т.д. Проблема в том, что быть выслушанной и понятой хотят обе стороны, а вот слушать другого совсем не так привлекательно. Отсюда – ощущение непонятости, одиночества среди людей… Друг для подростка – зеркало, в котором отражаешься ты сам, поэтому так важно в этом возрасте иметь настоящего друга: глядя в зеркало, гораздо проще увидеть и понять самого себя.

Десятиклассник, 16 лет:

Я… - шестнадцатилетний молодой человек, многие утверждают, что привлекательный, хотя сам я этого не нахожу. Часто мне сложно контактировать с другими людьми, я мало общителен, обижаюсь по пустякам. Неплохо образован, имею грамотную речь, я староста класса, хотя им себя в полной мере не ощущаю… Сейчас моя жизненная цель – борьба со сложившимися во мне комплексами.

Самокритичность – достоинство или недостаток? В разумных рамках, безусловно, достоинство, т.к. только увидевший свои недостатки может их исправить. Но у подростков, особенно не очень общительных, замкнутых, самокритичность нередко переходит в самобичевание, становится причиной неуверенности в себе, мешает ставить новые цели, блокирует движение вперед.

Откровенное изложение своих переживаний – замечательный способ в них разобраться и разрешить их. Когда у подростка есть возможность найти понимание у родителей или друзей, его трудности оказываются вполне преодолимыми ступеньками лестницы саморазвития.