Библиотека / Подростки (11-17) / Надо ли выбирать профессию в 12 лет?
 
Надо ли выбирать профессию в 12 лет?

К нам нередко обращаются родители 7-8-классников с просьбой помочь их детям в выборе профессии. Иногда это бывает связано с объективными обстоятельствами: когда необходимо выбрать профиль обучения уже в средней школе. Но порой причина – это идея о том, что чем раньше определился ребенок с направленностью, тем более основательно он сможет подготовиться к поступлению в вуз. И в этом суждении есть рациональное зерно, конечно. Но трудность в том, что осознанный выбор профессии в 12-13 лет сделать практически невозможно!

Конечно, если родители сильно настаивают, подросток может согласиться на обсуждение этой темы. Но затронет ли она его по-настоящему? Едва ли!

Прежде всего, дело в элементарной незрелости отделов мозга, ответственных за целеполагание и планирование. Подросток физически не может задуматься об отдаленном будущем. Фантазировать – может, но осознанно планировать – нет. Для того чтобы прочувствовать что-то подобное, представьте, что ваш электронный календарь позволяет вносить записи лишь на ближайший месяц (или даже меньше)… Нелегко планировать, правда?

Вторая причина такова: подросток только еще учится познавать себя, а выбор профессии без осознания своих индивидуальных особенностей – это действие наугад. Именно поэтому разговоры о профессиональном будущем в этом возрасте редко бывают серьезными и вдумчивыми.

Ну и последнее и никак не менее важное. У каждого возраста свои задачи развития. В младшем подростковом возрасте (12-14 лет) основная задача – научиться строить отношения со сверстниками. Все остальное, по сути, вторично. Если в начальной школе общение – это второстепенное занятие по отношению к учебе, то у подростков все наоборот: общение первично, а школа, учеба – лишь одна из сфер, где подросток общается. При этом общение крайне полезно для решения всех остальных задач подросткового возраста, в том числе развития интеллекта.

Таким образом, в 12-14 лет подросток обычно еще объективно не готов к такому важному решению, как выбор профессии. Однако можно помочь ему подготовиться к этому решению в будущем. Как именно? Во-первых, младшему подростку будет полезно знакомиться с тем, какие вообще бывают профессиональные области. Для этого можно ходить на экскурсии на предприятия, знакомить подростков с интересными профессионалами (не забываем про важность общения). Во-вторых, подростку можно помочь в его самопознании. Очень часто ребятам 12-14 лет бывает сложно разобраться с собственными эмоциями, которые буквально захватывают их. Если у родителя достаточно терпения, можно предложить подростку спокойный разговор о том, почему возникают разные чувства, почему важно к ним прислушиваться и как учиться их контролировать. Подросток сталкивается с противоречивыми чертами характера в себе и в других людях. Важно поддержать его в том хорошем, что он в себе находит. Ответив на вопрос «Кто я», подросток сможет перейти к следующему – «Кем я хочу стать?»

И не будем забывать, что каждый период жизни ценен по-своему, а все задачи развития по-своему важны. И то, что происходит с подростком в его 12, не менее важно для гармоничного психологического развития, чем вопросы о будущем.