Библиотека / Подростки (11-17) / Растущие вместе
 
Растущие вместе

О пользе подростковых компаний

Подростковые компании – это совершенно отдельная история. Со стороны может создаваться впечатление, что подростки в них не заняты никаким сколько-нибудь полезным или хотя бы интересным делом, а просто теряют время. И все же компания тянет их, как магнитом. Почему так?

Может быть, дело в том, что у подростков слишком много свободного времени, и они не знают, куда девать его? Не поручимся за всех подростков, но у большинства все же хватает хлопот: уроки, домашние дела. И уж никаких сомнений, что у подростков в прежние исторические эпохи дел было куда больше. И тем не менее, есть достоверные свидетельства археологов, этнографов, историков, что объединение подросших детей в группы сверстников существовало во все времена и во всех культурах, т.е. это совершенно не какая-то экзотическая примета нашего времени.

Несмотря на кажущуюся хаотичность, подростковая группа (как и любая другая) всегда имеет определенную структуру и иерархию. В ней есть лидер, есть «душа компании», есть и отвергаемые участники. Кто из подростков какую роль сыграет, совершенно не зависит от школьной успеваемости, степени благополучия отношений с родителями и других показателей, признаваемых «большим» обществом. Группа сверстников – иное измерение жизни. Правила в ней создаются самими подростками, ими же контролируется их исполнение. Кто задает правила, а кто только выполняет – это зависит исключительно от личностных особенностей. И в этом смысле группа сверстников – прекрасный плацдарм для отработки организаторских способностей, развития лидерских качеств, умения постоять за себя и единомышленников, уверенности в себе. Здесь подросток получает оценку своих качеств от равных себе, от тех, кто смотрит на мир похожим образом. Плохо это или хорошо, но статус в среде сверстников гораздо сильнее влияет на самооценку подростка, чем школьные успехи. При этом признание равных, конечно же, может не иметь никакого значения для тех, кто вовне. Отсюда доходящая порой до фанатизма приверженность подростков своим объединениям или просто компаниям: внутри нее он обладатель статуса, вне – обычный ребенок.

По словам одного восьмиклассника, подросток отличается от взрослого тем, что «у подростка больше обязанностей, чем прав». Группа сверстников компенсирует это неравновесие: пусть в ограниченном пространстве, в маленьком сообществе, но подросток получает подтверждение своей взрослости.

Итак, подростковая дружба учит двум вещам. С лучшим другом подросток узнает свой внутренний мир, понимает свои чувства, открывает для себя собственные внутренние противоречия, становится более чувствительным к тому, что с ним происходит. Подростковая компания, наоборот, учит действовать во внешнем мире, быть самостоятельным, самому полагаться на себя. Как первое «пробное» общество, не связанное с семьей, группа сверстников способствует тренировке социальных навыков. «Зацикленность» на друзьях, так часто встречающаяся у подростков, имеет, таким образом, свои веские причины. Общение со сверстниками – то пространство, которое максимально способствует решению важнейших задач развития, подготовке подростка ко взрослой самостоятельной жизни. Лишать подростка общения – все равно, что пытаться вырастить укроп на подоконнике: он, конечно, вырастет, но вряд ли будет таким же жизнестойким, как собратья, набиравшиеся сил в открытом грунте.